В ДШИ №14 проходят уроки мужества, посвященные героическому прошлому нашей Родины. В рамках одного из них ребята познакомятся с работами художников Санкт-Петербурга (Ленинграда), переживших блокаду.
О том, как выстояли ленинградцы, сколь высок был дух самопожертвования, какими усилиями сохраняли они памятники родного города, давали жизнь новым творениям в музыке и балете, поэзии и драматургии – обо всем рассказывают картины.
Наступление гитлеровцев на Ленинград началось в первой декаде июля 1941 года, а когда город был отрезан от основной части страны, начались обстрелы с моря, суши и бомбардировки с воздуха. Осада длилась почти 900 дней – с 8 сентября 1941 г. до 27 января 1944 года. Не пленником, а защитником осажденного Ленинграда стал каждый его житель – от мала до велика. К моменту начала блокады в городе насчитывалось 2,5 миллиона жителей плюс беженцы. В картинах многих художников, переживших эту блокаду. - память каждого дня и осмысление пережитого. На эти живописные свидетельства мы смотрим их внутренним взором.
Живописец Дмитрий Петрович Бучкин, (в 1941-ом ему было 14 лет), до войны занимался в школе при Академии художеств и в страничках своего дневника сохранил зарисовки блокадной жизни. Одна из его картин так и называется «Из окна Академии художеств». Сквозь оконное стекло, заклеенное крестами из старых газет, мы видим ополченцев, уходящих на защиту границ родного города. Дорожку на снегу, проложенную их слаженным шагом, пересекает тропа, ведущая от Невы, где жители берут воду. Это пересечение образует огромных размеров крест. Ленинград был будто крещен и этими крестообразными следами, и оконными крестами на стеклах, и пересечением лучей прожекторов в ночи, и заградительными сооружениями в виде крестов – везде были кресты. Город нёс свой крест и вынес его, не сдавшись.
«Ленинградский трамвай», 2005г. Михаил Кудреватый.
«Из окон Академии художеств, 1942г.», 1952г. Дмитрий Петрович Бучкин- художник блокадник.
«Остался один», Дмитрий Петрович Бучкин- художник блокадник
«Наша семья в блокаду в Ленинграде, ул. Рубинштейна, 25, кв.1», 1960 г.Дмитрий Петрович Бучкин- художник блокадник.
Ленинградцы в первую очередь старались вывезти детей из осажденного города, но судьба распорядилась по-своему. Более 400 тысяч маленьких горожан разделили со взрослыми ужасы бомбежек, страха, голода, холода. Дети взрослели в свои и пять, и десять лет. Малыши разучились плакать, просить, смеяться, но познали науку молчать, терпеть, ждать, ухаживать за пожилыми и больными, брать ответственность за семью, понимать, что от их мужества зависит жизнь сестренки или матери, бабушки и даже общая для всей страны победа.
Это всё в картинах художников, посвященных 75-летию снятия блокады. Таковы «Украденное детство» на картине Евгения Некрасова, «Блокадное детство» Анастасии Фроловой, «Ленинград, январь 1942» Виталия Боровика, «Блокадные будни. Зима 1941-1942 гг.» Марины Козловской – художницы-блокадницы.
«Украденное детство» Евгений Некрасов
«Блокадное детство», Фролова Анастасия , 2015 г.
«Ленинград, январь 1942 г.» Виталий Львович Боровик
«Блокадные будни. Зима 1941-1942 гг.», 2011 г. Марина Андреевна Козловская
Условия, в которых оказались ленинградцы в блокадные годы с 1941 по 1944, сплотили их, выявили лучшие черты характера – отзывчивость, мужество, концентрацию воли, патриотизм, взаимовыручку, бескорыстие, веру в лучшее, несмотря на поселившиеся в городе смерть, голод и холод, несмотря на атаки вражеских бомбардировщиков днем и ночью.
Матери и бабушки делили свои нормы хлеба с детьми, обрекая самих себя на голодную смерть. Особую цену приобрел хлеб, те несколько граммов, которые выдавали по карточкам, постоянно уменьшая количество граммов, доведя их до 125 на взрослого человека! Каждая крошка хлеба была на вес золота. Но надо было еще и как-то сживаться со смертью родных и близких. Что испытывали матери, на руках которых умирали дети? Что переживали дети, остававшиеся одни после смерти родителей в полусожженных квартирах?
На картине Виктора Абрамяна «Память детства» лица двух женщин – матери и дочери - в отсветах свечи, на столе треугольный конверт с фронта, который ни одна не решается вскрыть. А мальчик ждет, когда будут делить паёк хлеба.
«Блокадный хлеб», Николай Репин.
«Ленинградка. 1942 г.», Юрий Тулин
«Память детства», Виктор Абрамян, 2005 г.
Блокадники вспоминают, что, несмотря на суровые условия жизни в кольце врага, культурная жизнь в Ленинграде продолжалась. Конечно, не как прежде, но билась жилка, артисты играли спектакли, давали концерты, Дмитрий Шостакович исполнил свою знаменитую симфонию № 7 – «Ленинградскую», которую посвятил героическому городу и его несгибаемым жителям.
Продолжали работать художественные школы при Академии художеств. Звучала поэзия. Это неудержимое стремление к творчеству, к красоте отражено в произведениях живописцев на выставке к 75-летию снятия блокады Ленинграда.
Обостренное чувство прекрасного на грани жизни и смерти заставляло артистов, музыкантов, поэтов творить как в последний раз, а ценителей высокого и духовного – менять сон на прикосновение к, казалось бы, уже невозможному чуду. Но билось сердце перед каждым спектаклем, новым выступлением, новым чтением стихов, приближая человеческий дух к бессмертию – вера в это поднимала людей над смертью и страхом, и те временно отступали. Так было, когда играл свою симфонию Дмитрий Шостакович, когда пела в «Кармен» свою партию Вера Шестакова, когда балерины, согрев озябшие ноги и руки у буржуйки, выходили на ледяную цену и крутили свои фуэте, понимая, что это может быть их последний танец.
Часто спектакли и концерты приходилось прерывать из-за бомбежек авиацией и артобстрелов. Но культурная жизнь продолжалась, поднимая дух ленинградцев. Об этом картины Михаила Молякова «Симфония №7», Василия Братанюка «А музы не молчали», Анатолия Лукашенка «В мастерской…».
«Симфония №7 (посвящается блокадному Ленинграду), Михаил Моляков, 2017г.
«А музы не молчали», 2015 г. Василий Братанюк
«В мастерской. Портрет заслуженного художника РФ Дмитрия Бучкина», Анатолий Лукашенок, (2010-2018)
«День Победы» Людмила Бирюкова
И вот наступило 27 января 1944 – день снятия блокады! Слезы радости и горя одновременно. И вновь кресты прожекторов во всполохах салюта осеняют город на Неве, город – герой, город победителей. На картине Людмилы Бирюковой «День Победы» девочка на балконе зачарована салютом, а её бабушка видит в этом разноцветном зареве блокадный Ленинград, приговоренный захватчиками к уничтожению вместе со всеми его жителями.